Соборность. Державность. Православие.

 

Этногенез русского народа.

 

Великому русскому ученому             

Льву Николаевичу Гумилеву

посвящается …

 

Предисловие

 

Предлагаемая вниманию читателя работа представляет собой попытку применить аппарат этнологии, новой науки, основы которой разработаны гениальным ученым Л.Н. Гумилевым, к исследованию этногенеза русского народа.     

Основные положения теории этногенеза изложены в его фундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли». Но для широкого круга читателей, в том числе и не знакомых с трудами Льва Николаевича, представляется целесообразным кратко изложить основные положения теории, на которых она базируется.

Согласно теории этногенеза, этносы представляют собой динамические системы открытого типа. Подобно индивидам, их составляющим, они рождаются, развиваются, стареют и умирают, предоставляя материал для рождения новых этнических систем. Продолжительность динамической фазы этногенеза составляет, по мнению Л.Н. Гумилева, примерно 1200-1500 лет. Смерть этноса, в отличие от отдельного человека, может быть двух видов. Это либо полное исчезновение с включением людей, входивших в погибший этнос, в состав других народов (ассимиляция), либо переход этноса в статическую фазу гомеостаза, то есть равновесия с окружающей природой, когда всякое развитие прекращается, а системные связи распадаются (реликт).

Рождение этносов происходит вследствие  «пассионарных толчков», периодически проходящих по  поверхности Земли протяженными полосами шириной 300-500 километров. В зоне пассионарного толчка, вследствие генетических микромутаций, механизм которых до сих пор не ясен, возникает значительное количество особей энергоизбыточного типа, так называемых «пассионариев». Пассионарность – термин, предложенный Гумилевым, образован от латинского слова «passio», то есть страсть. Пассионарии отличаются тем, что аккумулируют из внешней среды энергии больше, чем необходимо для личного и внутривидового самосохранения или, проще говоря, для поддержания своей жизни и жизни своего потомства. Требующий выхода избыток энергии толкает их на совершение различных деяний, заставляет их ставить перед собой великие цели, к которым они устремляются со всею страстностью своей натуры.

Основную массу населения всегда и везде составляют гармоничные особи, то есть люди энергоуравновешенного типа, аккумулирующие из внешней среды ровно столько энергии, сколько необходимо для обеспечения функционирования самого индивида и его потомства. Они способны поддерживать традиции, но не могут их формировать. В жизни они следуют тому стереотипу поведения, который формируют либо пассионарии, либо субпассионарии.

 Субпассионарии – это особи энергодефицитного типа, аккумулирующие энергии меньше, чем необходимо для поддержания себя и своего потомства. Поэтому они всячески стремятся переложить заботу о себе на других. Как правило, они крайне эгоистичны, безвольны и безответственны. Количество субпассионариев невелико, но они присутствуют на всех стадиях развития этноса. Их появление также связано с генетическими отклонениями и, по всей вероятности, объясняется как влиянием окружающей среды, так и вырождением (последствия браков между близкими родственниками).

По мере концентрации пассионариев  в отдельном регионе, в некоторый момент совокупность их избыточной энергии или, иначе говоря, уровень пассионарного напряжения достигает величины, достаточной для  того, чтобы они смогли вырваться из своих этнических систем и объединиться в консорцию. Консорции представляют собой добровольные объединения людей, связанных общей идеей и общей судьбой. Консорции крайне разнообразны по своим объединяющим факторам. Это могут быть различные секты, общества, товарищества, банды и т.д. Большинство из них гибнет еще при жизни их создателей от сопротивления консервативной внешней среды, всегда враждебной всякой новизне. Но если консорции удается пережить первый, самый трудный период своего развития, доказав жизнеспособность своих идей, то она начинает стремительно впитывать в себя пассионариев. Тем самым начинается первая фаза этногенеза, именуемая фазой подъема.

   Кроме достаточной концентрации пассионариев и наличия объединяющей идеи, для запуска процесса этногенеза необходимо наличие еще трех благоприятствующих факторов. Первый - это формирование новой консорции на стыке различных вмещающих ландшафтов с разными хозяйственными укладами. Второй - наличие там этнического контакта, то есть взаимодействия различных этносов. Наконец, третий фактор - положительная комплиментарность этнических субстратов, из которых создается новый этнос.

Этническая комплиментарность или взаимная симпатия формируется на подсознательном уровне и определяется соотношением ритмов этнических полей взаимодействующих этносов. Чем ближе эти ритмы, тем положительнее комплиментарность. Ритм этнического поля поддерживается его носителями – членами этноса и формируется совокупностью природных и социальных факторов. Березы, шумящие на краю золотистого колосящегося поля, речка, голубой змейкой струящаяся в лугах, говор, одежда, сказки, былины, песни, манера общения – все, что впитывается с молоком матери, задавая неповторимый, присущий только данному народу стереотип поведения. Недаром человек, вырванный из привычной среды и оказавшийся на чужбине, подсознательно испытывает непонятное ему чувство, имя которому – ностальгия.

 Фаза подъема занимает примерно три столетия и характеризуется непрерывным увеличением концентрации пассионариев и, соответственно, ростом пассионарного напряжения и, как правило, – территориальной экспансией. Фаза подъема делится на два примерно равных по продолжительности периода: инкубационный (скрытый) и явный. В скрытый период происходит постепенное разрастание консорции или консорций до момента рождения нового этноса. В этот период, хотя окружающие и чувствуют, что появились «новые» люди, не такие как они, но сами участники процесса еще не осознают свою принадлежность к новой этнической системе. Требуется яркое деяние, общий подвиг, чтобы они почувствовали себя новым этносом с классическим противопоставлением: мы – они. Например, для русского этноса таким моментом, определившим дату его рождения, стала Куликовская битва.

В явной фазе подъема, новорожденный этнос быстро организуется и формирует свои государственные структуры. По мере дальнейшего роста пассионарного напряжения этническая система усложняется либо путем включения в качестве субэтносов небольших стареющих народов, либо выделяя субэтносы внутри себя.  Это усложнение является объективной закономерностью, так как увеличивает устойчивость системы. В этот же период пассионарии навязывают основной массе членов этноса стереотип поведения, императив которого в определении Гумилева звучит как:  «Будь тем, кем ты должен быть». Это означает, что  каждый должен на своем месте добросовестно исполнять свой долг перед народом, не требуя иных наград, кроме уважения соотечественников. Подобное поведение членов общества, непонятное современному читателю, живущему в другой фазе этногенеза, позволяло молодому этносу уверенно заявить о себе и выстоять в борьбе с враждебным окружением.

Но в определенный момент количество пассионариев становится избыточным. Они начинают мешать друг другу. Возникают конфликты, переходящие в кровопролитные столкновения, что знаменует вступление этноса в акматическую фазу или фазу перегрева, характеризуемую переизбытком пассионарной энергии. Пассионарии начинают с ожесточением истреблять друг друга, отстаивая место под солнцем. Постепенно изменяется и императив поведения, который теперь звучит как: «Будь самим собой». То есть Родине служи, но и себя не забывай. Акматическая фаза продолжается также примерно три столетия и характеризуется близким к синусоидальному характером изменения уровня пассионарного напряжения. Во время очередной кровавой экзекуции пассионарный уровень снижается, после чего, в период некоторого затишья – восстанавливается. Кроме того, в этой фазе избыток пассионариев выплескивается вовне (крестовые походы на Западе, освоение Сибири в России). То есть, территориальная экспансия в этой фазе, как правило, продолжается. В этот же период в основном завершается оформление суперэтнической системы, в которой входящие в нее этносы объединены общей ментальностью. Суперэтносы формируются либо из нескольких одновозрастных этносов, возникших в зоне общего пассионарного толчка и имеющих общую ментальность (западноевропейский суперэтнос), либо путем вовлечения в процесс этногенеза нескольких статичных этносов, имеющих положительную комплиментарность по отношению к динамичному этносу и принимающих его ментальность (российский суперэтнос). Но, чаще всего, суперэтносы формируются сочетанием вышеописанных способов.

Наконец, наступает момент, когда воспроизводство пассионариев перестает компенсировать их потери в военных эксцессах или от исхода в новые земли. Происходит резкое падение пассионарного напряжения и уменьшение концентрации пассионариев, которое становится необратимым. Этнос вступает в фазу надлома или раскола этнического поля, продолжающуюся порядка двухсот лет. Снижающийся уровень пассионарного напряжения уже не может поддерживать устойчивость сложной этнической системы, и она стремится стабилизироваться на более низком энергетическом уровне путем упрощения структуры. Это вызывает трансформацию стереотипа поведения, императивом которого становится: «Только не так, как было». Начинаются кровопролитные гражданские войны, в результате которых этнос избавляется от части подсистем (субэтносов), и его структура существенно упрощается. Эта фаза перестройки этнического организма, которую можно назвать своеобразным этническим климаксом, протекает чрезвычайно болезненно и, как правило, приводит к существенным территориальным и людским потерям. В период перестройки структуры резистентность этноса резко снижается и не всякий народ переживает фазу надлома. Именно в этот период возможно возникновение этнических химер. Химера возникает при контакте на суперэтническом уровне этносов с отрицательной комплиментарностью, когда пришлый этнос навязывает этносу-аборигену свой стереотип поведения и паразитирует на нем.

В случае успешного завершения структурной перестройки этнос вступает в инерционную фазу, императив поведения в которой звучит как: «Будь таким как я». То есть следуй примеру вождя или уже сформулированного идеала и никуда не высовывайся. Инерционная фаза, продолжающаяся также около двух-трех столетий, это время торжества «золотой посредственности». Никогда еще тихий обыватель не чувствует себя так комфортно. Экономика развивается, государственная машина работает без сбоев, мощная армия стоит на страже границ. Расцветает наука и искусство. Словом, происходит накопление материальных ценностей при постепенной утрате ценностей духовных, при растрате потенциала, накопленного трудами предшествующих поколений. Немногочисленные пассионарии в этих  условиях оказываются никому не нужны. Они только всем мешают и теперь воспринимаются обществом, как чудаки, с которыми никто не хочет связывать судьбу и заводить детей. Продолжающееся неуклонное снижение уровня пассионарного напряжения приводит к дальнейшему упрощению структуры этнической системы и сокращению в ней числа субэтносов, консорций, каст, сословий и т.д.  Словом, полное равенство, братство и счастье.

В этот период  происходит значительный рост числа субпассионариев, у которых было мало шансов выжить в прошлые бурные эпохи, и которые теперь получили возможность спокойно существовать и размножаться. Этому также способствует начинающееся вырождение, первые признаки которого в эту эпоху особенно заметны в сельской местности. Там, после прекращения активных процессов миграции населения, характерных для предыдущих фаз этногенеза, наследственность, вследствие родственных браков, сильно отягощается.

Наконец, число субпассионариев возрастает настолько, что они навязывают обществу свой стереотип поведения, императив которого:  «Хоть день, да мой». Наступает финальная фаза этногенеза – фаза обскурации.

Государственная машина начинает давать сбои, армия формируется исключительно из наемников и теряет способность защищать страну. Во всех сферах жизни наблюдается деградация, а затем наступает паралич власти. Суперэтническая система рассыпается на этнические составляющие, а затем происходит стремительное упрощение структуры входивших в нее этносов. И вскоре наступает смерть, варианты которой описаны выше.

 Конечно, столь краткое изложение не может дать полного представления о рассматриваемой теории и не отменяет необходимости изучения трудов ее основоположника, но, по крайней мере, позволит неподготовленному читателю не запутаться в незнакомой терминологии.

Но у читателя может возникнуть вполне законный вопрос, – зачем вообще написана данная работа, если сам Л.Н. Гумилев в своей книге «От Руси к России» уже рассмотрел этногенез русского народа.

 На это можно ответить следующее. Во-первых, Лев Николаевич ограничил свое исследование рубежом XVIII - XIX веков. Во-вторых, как отмечал сам Гумилев, его работа написана в краткой форме, краткой  - прежде всего с точки зрения анализа рассматриваемых явлений. Наконец, в-третьих, в настоящее время сторонники безоглядного приобщения России к «цивилизованному миру», всячески стремятся дискредитировать и предать забвению труды великого ученого. В этих условиях, появление работ, базирующихся на его теории, становится особенно актуально.

Но есть и четвертая причина, в которой автор честно признается – это непреодолимое желание проследить жизненный путь своего народа и поделиться результатами исследования с окружающими. К величайшему сожалению, сейчас старшее и среднее поколение историю КПСС знает значительно лучше, чем историю своих предков, а молодежь, благодаря «успехам» школьной реформы за годы «великой демократической революции», не знает никакой истории вообще. Между тем, людей, потерявших духовную связь со своим прошлым, «Иванов, не помнящих родства», очень легко прельстить блеском чужой культуры и заставить с восторгом совершить то, о чем они впоследствии будут горько сожалеть. Поэтому, предлагаемая работа является попыткой хоть как-то противостоять мощному и хорошо организованному хору сторонников безоговорочного вхождения в общеевропейскую семью, где нас «безусловно, ждут с распростертыми объятиями». Боюсь только, как бы эти объятия не переломили нам хребет.