Послесловие

 

О, боже! Ты даешь для родины мой

Тепло и урожай, дары святого неба, -

Но, хлебом золотя простор ее полей,

Ей также, господи, духовного дай хлеба!

 

А. Майков «Нива»

 

Итак, мы проследили весь путь развития русского народа. Нами установлено, что он зародился во второй половине XIII на территории Московского княжества. Его родительскими субстратами были финно-угорские племена-аборигены: меря, мурома, мокша, мещера и потомки переселенцев из восточнославянских племен: кривичей, радимичей, словен новгородских, несколько веков проникавших в волго-окское междуречье и занимавших свободные ниши во вмещающем ландшафте аборигенов. Оплодотворяющим фактором стала пассионарная энергия, вызванная пассионарным толчком начала XIII века, прошедшим через земли Литвы, Белой Руси, Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. Массовая миграции ее носителей из этих земель в волго-окское междуречье и стала пусковым толчком русского этногенеза. Эта массовая миграция, то есть растекание центра по окраинам, на Волынь и Волгу началось еще задолго до монгольского нашествия. Поэтому третьим большим исходным субстратом русского этноса являются поляне киевские и северяне черниговские.

Объединяющей идеей стала безграничная приверженность православию и его защита от посягательств агрессивного Запада, сформулированная великим Александром Невским. Именно эта идея на все последующие века определила бескомпромиссное противостояние российского и западно-христианского суперэтносов, начиная от «псов-рыцарей» до полчищ германского вермахта. Противостояние это было отнюдь не случайным и определялось и определяется взаимной отрицательной комплиментарностью вышеназванных суперэтносов. В то же время, комплиментарность кочевых народов Великой степи и русских в целом оказалась положительной. Именно это обстоятельство, несмотря на все внешние эксцессы, позволяет говорить о симбиозе Золотой Орды и той части Владимирской Руси, которая концентрировалась вокруг стремительно возвышавшейся Москвы. Благодаря этому симбиозу, прерванному лишь исламской реформой хана Узбека, Орда надежно защищала нарождающийся русский этнос от посягательств хищного Запада. Поэтому разговоры о том, что Древняя Русь грудью защитила Европу от нашествия варваров, по меньшей мере, смешны.

После возвышения Москвы, сумевшей предоставить рядовым пассионарным честолюбцам наиболее благоприятные условия для «карьерного роста», приток пассионариев из Киева, Чернигова и Белой Руси, особенно возрос. К нему добавился и поток православных литовцев, недовольных ущемлением их прав после сближения Литвы с Польшей. А после исламизации Орды Узбеком, в этногенезе русских появилась весьма существенная пассионарная монгольская струя, внесшая особенно большой вклад в формирование элиты русского этноса.

Возросший уровень пассионарного напряжения позволил сместить вектор устремлений в сторону духовных ценностей. И в XIV веке на передний план вышли пассионарии иного склада. Началось мощное движение монахов-пустынников, возглавленное преподобным Сергием Радонежским. Именно их деятельность позволила сформировать нарождающемуся этносу свои оригинальные стереотипы поведения и почувствовать свое внутреннее единство. К тому же, именно пустынники возглавили великое движение на северо-восток, приведшее к внутренней колонизации обширных, но пустынных земель на северо-востоке и выходу к Белому морю.

8 сентября 1380 года стало датой рождения русского этноса, то есть перехода из срытой в явную фазу подъема этногенеза. На Куликовом поле произошла окончательная самоидентификация этноса, впервые осознавшего свое внутреннее единство. После чего этнос быстро создал свои оригинальные государственные структуры, культуру и идеологию. И после «стояния на Угре», в конце фазы подъема мощное Московское государство, «Святая Русь», неожиданно возникла на горизонте европейской политики. Уникальность русской политической системы определялась институтом самодержавия. В отличие от европейского абсолютизма, который сложился вследствие победы сильнейшего в схватке сильных, самодержавие возникло как результат общественного договора абсолютно свободных людей, каковыми являлись все русские люди того времени. По мнению Л. Тихомирова, «оно было выразителем нравственного идеала нации» и носило сакральный характер, будучи неразрывно связанным с православием. Одновременно сложилась и основанная на общинном принципе система местного самоуправления. А также демократические институты земства с его Соборами, являвшимися связующим звеном между самодержавием и народом.  

Возросшая потенция позволила русскому этносу в короткие сроки ассимилировать или включить в свою структуру в качестве субэтносов все остальное население Владимирской Руси, малочисленные финские племена, населявшие Русскую равнину, а также этносы, осколки Киевской Руси: новгородцев, рязанцев, смолян и севрюков. Параллельно с русским этногенезом в нижнем Поднепровье, из пассионарных выходцев из Белой Руси и Волыни, половцев и осколков других тюркских народов, сохранившихся там после гибели Золотой Орды, сформировалась консорция днепровских казаков-черкасов, ставшая ядром украинского этноса. Те же представители восточнославянских племен, которые остались на территории Белой Руси под властью Литвы и Польши, постепенно слились в этнос белорусов.

В акматической фазе русский этнос понес серьезные утраты. В начале этой фазы его потрясла теистическая антисистема «ереси жидовствующих». Столкновение самодержавия с пассионарным боярством привело к возникновению опричнины, оставившей глубокие раны на теле русского этноса. В XVI веке началось, продолжавшееся почти три века кровопролитное противостояние с Крымским ханством, вошедшим в орбиту Османской империи. По людским потерям и отвлечению ресурсов оно не шло ни в какое сравнение с «монгольским игом». В этой фазе русские пережили страшное «смутное время», церковный раскол и тяжелое противостояние с Западом и Османской империей. Но тогда же, благодаря положительной комплиментарности со степными и сибирскими народами, русские в кратчайшие сроки, ничтожными силами освоили гигантские просторы Урала и Сибири, создав невиданную по размерам Российскую империю. Фактически, второй раз после монголов Чингисхана, русские осуществили объединение Великой степи. И благодаря этой положительной комплиментарности, вокруг русского этноса сложился российский или евразийский суперэтнос, включавший в себя не только православные народы, но и язычников, буддистов и даже мусульман. Кроме того, к российскому суперэтносу, по единству веры тяготели и православные этносы Балкан, являвшиеся осколками Византийского суперэтноса.

 Это вовсе не означало, что все народы Российской империи мечтали жить под скипетром русского царя. Безусловно, каждый этнос стремится к независимости. Но когда это невозможно, он старается выбрать меньшее из зол. И тут вступает в действие комплиментарность. Так грузины попросили русского подданства, не желая подчиняться османам, а казахи перешли под русский скипетр под натиском Джунгарии. Так же как в свое время из двух предложений: от папы римского и хана Батыя, Александр Невский выбрал подчинение Орде. Комплиментарность чувство подсознательное. Француз и англичан могут бесконечно «валтузить» друг друга в «столетней войне» и искренне ненавидеть друг друга. Но при появлении русского они сразу ощущают свою суперэтническую общность и тут же ополчаются на внешнего врага. Поэтому надежды наших «западников» на то, что европейцы с распростертыми объятиями готовы принять нас в свою «дружную семью», по меньшей мере, наивны.

После петровских реформ, самодержавие надолго превратилось в игрушку в руках дворянства и не воспрепятствовало превращению крепостного права в крепостное рабство. То есть, царская власть не сумела выполнить свою основную функцию поддержания социального мира и потому ее авторитет начал стремительно падать. А для нескольких миллионов русских людей, не принявших церковной реформы (к концу XIX века число староверов по некоторым оценкам достигало 16 млн.) это некогда священное понятие теперь и вовсе ассоциировалось с властью антихриста. Церковь была унижена и не смогла оказать достойного сопротивления антисистемам, появившимся при переходе русского этноса в фазу надлома. Наряду с мировыми антисистемами, масонством и марксизмом, в России в середине XIX века возникла и внутренняя антисистема, русская интеллигенция. Взращенная на масонском бульоне, оторванная от национальных корней и остро ненавидящая все русское, она внесла решающий вклад в трагические последствия потрясений, неизбежных в фазе надлома.

Торжество коммунистической антисистемы поставило русский этнос на грань существования. И хотя Сталин, преследуя свои цели, нанес по ней серьезный удар, но после короткого периода относительного затишья, при Хрущеве планомерное разрушение русского этноса возобновилось с новой силой. И потому крушение коммунистического режима русский этнос встретил в крайне тяжелом состоянии и не смог оказать достойного сопротивления новой, либеральной антисистеме. Произошло дальнейшее упрощение его структуры. Болезнь головного этноса привела к ослаблению связей и в российской суперэтнической системе. Под воздействием внешних смещений в ней усилились центробежные тенденции.

И все же, надежда на благоприятный для русского этноса исход остается. Трагические контакты на суперэтническом уровне не предопределяют фатальную неизбежность возникновения негативного мироощущения и вовлечения людей в антисистему. Принятие позитивного или негативного мировоззрения является актом сознательной деятельности человека, что есть лежит в полосе «свободы». Лучшей защитой от влияния антисистемы является знание и уважение своей истории. Вспомним «Бесов» Достоевского: «Кто проклянет свое прошлое, то уже наш». Современным «бесам» очень хочется лишить русских людей их исторической памяти, исторического опыта. Так как людям, оторванным от своих исторических корней, легко внушить, что вся наша жизнь темна и беспросветна, и что наш единственный шанс – пойти на поклон к «просвещенному» Западу.

Свою позицию деятели антисистемы подкрепляют "бесспорными научными истинами", которые даже на Западе давно превратились в "хлам". По поводу пристрастия наших вечных «приват-доцентов» с вывихнутыми мозгами питаться протухшими объедками с европейского стола, еще Солоневич писал: "Какие еще отрепья и лохмотья подберут наши ученые старьевщики в мусорных кучах окончательно разлагающегося полуострова? Какие новые «измы» предложат они нам, наследникам одиннадцативековой стройки? Какие очередные «теории науки» возникнут в их катаральных мозгах, и какие очередные пророчества утонут в очередной луже?".

Собственно, с целью помочь русскому человеку преодолеть комплекс неполноценности, который пытается привить ему антисистема, и написана эта книга. Ибо только ясное понимание процессов, происходящих в жизни своего народа, может позволить преодолеть негативное мироощущение. В этносе, члены которого осознают внутреннее единство и четко связывают свои интересы с исторической традицией, антисистема существовать не может. И потому, если к вам подойдет очередной пророк и снова позовет в даль чистую, светлую. Но, при этом, предложит вновь разрушить все «до основания, а затем…». Воскликните вслед за Иисусом Христом. Отойди от меня - сатана!

 

2000 -2003 годы

 

 

 

 

Список литературы:

 

Справочники и первоисточники:

 

Булгаков С.В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М.: «Современник»,  1994.

Буссов Конрад. Московская хроника. М.-Л., АН СССР, 1961 г.

Гаков Влад. Богатейшие предприниматели дореволюционной России /Forbes №5, 2005.

Земсков В.Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные (статистико-географический аспект)//История СССР.1991,т5,с.151-165

Кандаурова Т. Н. Военные поселения в России 1810—1857 гг. (Проекты и их реализация) // Вест. Моск. ун-та. Сер.8. История. 1990. № 1. С. 61—71.

Котошихин Григорий. О России в царствование Алексея Михайловича. www.hronos.km.ru

Курбский А.М. История о Великом князе Московском. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века / Пер. А.А. Алексеева. М„ 1986. С. 218-227.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д. С. Лихачева, Я. С. Лурье. - М., 1951. С. 385-388.

Пичета В.И. Хозяйство в России в начале XIX в. М. 1923 г.

Победоносцев К. П.  Письма к Александру III. Электронная библиотека READAL.RU

Протопоп Сильвестр. Домострой. СПб.: Изд-во «Наука». 1994 г.

Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. - Новосибирск, 1989.

Рыкачев А. Цены на хлеб и труд в С.-Петербурге за 58 лет / Вестн. финанс. 1911. №31.

Сословный строй и хозяйство России в первой половине XIX в /Сборник документов и материалов. ИДО РУДН, 2003 г.

Стоглавый Собор. /Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 2. С. 267-374.

Судебник 1497 г. / Судебники XV-XVI веков. М-Л., 1952. С. 168-170.

Судебник 1550 г. / Судебники XV-XVI веков. М-Л., 1952. С. 141-176.

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во МГУ, 1961.

Учреждение опричнины. / Полн. собр. русских летописей. СПб. 1906, Т. XIII. с. 391-396

Россия 1913 год. / Статистико-документальный справочник. Институт российской истории РАН. СПб. 1995 г.

 

Фундаментальные труды:

 

Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2007, 1024 с.

Костомаров. Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. –  М.: Изд-во «ЭКСМО», 2007, 960 с.

Ключевский В.О. Курс русской истории в 9 томах. - М.: Изд-во «Мысль» 1989 г.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – М.: «СТД», 2005 г., 831 с.

Соловьев С.М. Сочинения в 18 книгах. Книга XI. История России с древнейших времен. В 29 томах.– М.: «Мысль». 1993г.

 

 

Исторические работы и публицистика:

 

1.      Аксаков И.С. Еврейский вопрос. М.: «Социздат», 2001.

2.      Афонский Л. Н. Современная Россия и идея народной монархии. Журнал «Москва», №8, 2001 г.

3.      Бариев Р.Х. Волжские булгары: история и культура. СПб., 1999 год.

4.      Башилов Борис. История русского масонства/ в 9 томах. www.rus-sky.com, 2004 г.

5.      Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска /пер. О. Ю. Уральской. -  М.: Междунар. отношения, 1998 г.

6.      Боголюбов Николай. Тайные общества XX века. СПб.: «Вера». 1996 г.

7.      Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы. \\ Вопросы истории, 1994, № 5.

8.      Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского. "Евразийский временник", книга IV, Прага, 1925 год, с. 318-337.

9.      Волков С.В. Белое движение: Энциклопедия гражданской войны. - СПб.: изд. дом «Нева», 2003 г.

10.  Глазьев Сергей. Модернизация страны по Александру Третьему. www.glazev.ru

11.  Глазьев Сергей. Геноцид. М.: «Терра», 1998 г.

12.  Глазьев Сергей. Кто в доме хозяин. М.: «Терра», 2001 г.

13.  Голицын Юрий. Предпринимательство и русский характер. «Русский предприниматель». Ноябрь 2001 г.

14.  Гречишкин С.С., Луковская Д.И., Морозов В.И.  Михаил Михайлович Сперанский  (материалы к научной биографии). СПб., 2001 г.

15.  Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: изд-ва «АСТ. Хранитель», 2006 г.

16.  Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: «Клышников, Комаров и К». 1992 г.

17.  Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: «Гидрометеоиздат».  1990 г.

18.  Гумилев Л.Н. Эхо Куликовской битвы. – Ж. «Огонек», 1980, No 36, стр. 16-17

19.  Данилов В.П. Крестьянская революция в России, 1902-1922 гг. //Сб. докладов конференции "Крестьяне и власть", Москва-Тамбов, 1996, стр. 4-23.

20.  Дацышен Владимир. Запад России не помощник. "ЭиЖ-Сибирь" N 82, сентябрь, 1998 год.

21.  Дикий Андрей. Неизвращенная история Украины-Руси. Нью-Йорк. Изд-во «Правда о России. 1960-1961 гг.

22.  Дубнов Шимон. Новейшая история евреев. Ростов-на-Дону.: "Феникс", 1997

23.  Зарубина Н.Н. Благочестие и предпринимательство. «Независимая газета» от 11.04.2001 г.

24.  Ильин  И.А. Манифест Русского Движения. www.rus-sky.com

25.  Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. — СПб.: Изд-во Л. С. Яковлевой, 1994 — 352 с.

26.  Итенберг Б.С., Твардовская В.А.   Карл Маркс и Александр Герцен: История одной вражды. Журнал «Новая и новейшая история», №6 1994 г.

27.  Каппелер Андреас. Мазепинцы. Малороссы. Хохлы. Украинцы в этнической иерархии Российской Империи/ в кн. Россия - Украина: история взаимоотношений. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 248 с.

28.  Кожинов Вадим. Черносотенцы и революция. www.rus-sky.com. 1998 г.

29.    Корявцев П.М. Философия антисистем. СПб., 1994. Саратов, 2003. Автореферат.

30.  Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М.: РОССПЭН, 2001 г., 528 с.

31.  Кузьмич А. Распятая страна. Сборник статей. www.rus-sky.com

32.  Митрополит Макарий. История русской церкви. Кн. 3 том 4-5, кн. 4 том 6-7, кн. 5 том 8-10. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994 г.

33.  Манягин В.Г. Смутное время как результат отказа от социальной системы Рюриковичей. Доклад на Пятых Всероссийских Иринарховских чтениях. 9 февраля 2002 г.

34.  Маркедонов C.М. Государевы слуги или бунтари-разрушители? «Консерватизм и традиционализм на Юге России». Ростов-на-Дону. 2002. Стр. 130-160

35.  Морозова Л.Е. Смута в России начала XVII века глазами современников. / Отв. ред. А.А. Преображенский; РАН. Ин-т рос. истории. - М., 2000.

36.  Назаров Михаил. Тайна России. М.: Русская идея. 1999 г.

37.  Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731-1996 г. - М.: “Родник”, 1996

38.  Полонский П. Эволюция идеологии сионизма. /Мигдаль Times №76.

39.  Радзинский Эдвард.  Господи… спаси и усмири Россию. М.: "Вагриус". 1993 г.

40.  Рид Дуглас. Грандиозный план  XX столетия /пер. Д. Галлепено. - Иоганнесбург. 1977 г.

41.  Саттон Энтони. Как Орден организует войны и революции. - М. 1995 г.

42.  Сахаров А.Н.   Александр I. М.: «Наука», 1998 г.

43.  Сенников Б.В. Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России 1929-1933 гг.- М.: Посев, 2004. - 176 с.

44.  Синайский Григорий. Иудаизм против сионизма. /доклад на учредительном съезде Международного Евразийского движения. Москва. 20 ноября 2003 г.

45.  Скрынников Р.Г. Третий Рим. RUS-SKY, 1999 г.

46.  Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». М.: «Мысль», 1993 г.

47.  Солоневич Иван. Народная монархия. М.: Феникс, 1991.

48.  Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: «Айрис-Пресс», 2006 г.

49.  Цветков В.Ж. Белое движение в России. //Вопросы истории, 2000, № 7, с. 56-73.

50.  Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты, М.: Изд. "Московский рабочий", 1991. - 286 с.

51.  Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев: «Наукова думка». 1987 г.

52.  Шафаревич И. Русофобия. Ж. “Наш современник”, N 6, 11, 1989 г.

53.   Шафаревич И. Русофобия десять лет спустя. Ж. “Наш современник”, N 12, 1991 г.

54.  Шишкин И.С. "Общеевропейский дом": вот бог, а вот порог. - Газета "Завтра" No 45 (50), ноябрь 1994 г.

55.  Шишкин И.С. Симбиоз, ксения и химера. Лев Гумилев об этносах России. - Газета "Завтра" No 4(60), январь 1995 г.

56.  Шишкин И.С. Россия без русских. Ответ наивному интеллигенту. – газета "Завтра". No 35 (91) август-сентябрь 1995 г.

57.  Шишкин И.С. Внутренний враг. Журнал «Держава» № 6-7, 1996 г.