Третий путь

 

 

           …на три стороны света  

Три замышлены в Вильне похода.

Паз идет на поляков,

 А Ольгерд на прусаков,

 А на русских Кейстут воевода.

 

А Мицкевич (перевод А. Пушкина)

 

Анализируя ситуацию, сложившуюся на территориях, некогда составлявших Киевскую Русь в середине XIII века, мы выделили два основных пути выхода из создавшегося положения. Первое направление развития – союз с Западом и борьба с Востоком, реализовалось в юго-западной Руси, и было сформулировано Даниилом Галицким. Второе направление – союз с Востоком при борьбе с Западом, сложилось в северо-восточной Руси деяниями Александра Невского. Пассионарии разоренной киевской земли, в силу вышеуказанных причин не находившие применение своим силам в зоне пассионарного толчка и уходившие на границы ареала в места этнических контактов, предпочли  «рабству духа» «рабство тела». Поэтому в большинстве своем они устремились в волжско-окское междуречье под знамена великой идеи Александра Невского.

Но на просторах Восточно-европейской равнины обнаружился и третий путь, реализованный молодым литовским этносом. Национальное самосознание этого самобытного народа формировалось в условиях противостояния, как Западу, так и Востоку. Зародившись в эпоху Миндовга от смешения пассионарных язычников Черной Руси и Аукштайтии и сумев сохраниться в самый трудный, скрытый период развития, литовский этнос в начале XIV века уверенно вступил на политическую арену Восточной Европы. Период его рождения (осознания себя как единой системной целостности) приходится на время правления Великого князя Гедемина (1316-1341 г.). Именно в этот период был сформирован оригинальный стереотип поведения, а также выработаны жесткие государственные институты и создана боеспособная армия. Начавшаяся вслед за этим стремительная территориальная экспансия, характерная для фазы подъема, привела к захвату Полоцка, Подляшья и большей части Белой Руси (Полесья) и втягиванию в процесс литовского этногенеза жмуди, ятвягов, голяди и пассионарных язычников Белой Руси. При Ольгерде и Кейстуте (1345-1377) Великое княжество Литовское расширялось уже за счет земель, входивших в сферу влияния слабеющей Золотой  Орды. После решительной победы над ордынскими войсками в битве у Синих Вод* в 1362 году Литва окончательно взяла под свой контроль Волынь, Подолье, Киевские, Черниговские и Новгород-Северские земли, а в 1414 году был захвачен Смоленск. В зависимости от литовских князей оказались Торопецкое и Верховские княжества. Следовательно, почти все земли бывшей Киевской Руси, за исключением ее северо-восточной части, оказались объединенными под властью Литвы. Образованное таким образом огромное государство представляло собой федерацию княжеств, в которой преобладающим элементом выступало славянское население, а государственным языком являлось западное наречие старославянского языка. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии, их отношения с центральной властью определялись договорами. Великие князья Литовские придерживаясь принципа «мы старины не рухаем, а новин не вводим», довольствовались сбором дани с присоединенных земель и привлечением к участию в общеземском ополчении местных вооружен

ных сил.

 

 

Великое княжество Литовское

 

Православная вера в русских землях гонениям не подвергалась. Более того, многие литовские князья, стремясь заручиться поддержкой местного населения, принимали православие, хотя, как правило, и неискренне. Авторитет литовцев после их поистине исторической победы, развеявшей миф о непобедимости войск Золотой Орды, а также после нескольких крупных побед над Ливонским Орденом, был необычайно высок. Поэтому многие русские земли добровольно переходили под власть Литвы, видя в ней защиту от Золотой Орды. Кроме земель, непосредственно вошедших в состав Великого княжества Литовского, или, как Верховские княжества, находились в зависимости от нее, к Литве все больше тяготели Тверь, Псков, Новгород и даже Рязань. Да и московский княжеский дом брачными узами все крепче привязывался к литовскому великокняжескому дому.

Таким образом, уже к середине XIV века сложились два центра, стремившихся к объединению всех восточнославянских земель – Литва и Москва. Причем сила и авторитет Литвы, процесс этногенеза в которой, по мнению Л.Н. Гумилева, опережал аналогичный процесс во Владимирской земле, по крайней мере, на одно поколение,  в этот период были значительно выше. Казалось, что именно Литве суждено сыграть великую историческую роль, став центром нового суперэтнического образования. Однако ничем не примечательная  Москва сумела вырвать инициативу у блистательной Литвы, став духовным символом русского этногенеза и центром великого государства Российского. И причинам столь нелогичного с чисто военно-политической точки зрения явления и будет посвящено дальнейшее повествование.


 



* эта историческая битва произошла в 1362 году в верховьях Южного Буга. Одержанная в ней победа позволила Литве захватить у Орды южную часть бывшей Киевской Руси.