Третий путь
…на
три стороны света
Три замышлены в Вильне
похода.
Паз идет на поляков,
А Ольгерд на
прусаков,
А на русских Кейстут воевода.
А Мицкевич (перевод А. Пушкина)
Анализируя ситуацию, сложившуюся на территориях, некогда составлявших Киевскую
Русь в середине XIII века, мы выделили два основных пути выхода из создавшегося
положения. Первое направление развития – союз с Западом и борьба с Востоком,
реализовалось в юго-западной Руси, и было сформулировано Даниилом Галицким.
Второе направление – союз с Востоком при борьбе с Западом, сложилось в
северо-восточной Руси деяниями Александра Невского. Пассионарии разоренной
киевской земли, в силу вышеуказанных причин не находившие применение своим
силам в зоне пассионарного толчка и уходившие на границы ареала в места
этнических контактов, предпочли «рабству
духа» «рабство тела». Поэтому в большинстве своем они устремились в
волжско-окское междуречье под знамена великой идеи Александра Невского.
Но на просторах Восточно-европейской равнины обнаружился и третий путь,
реализованный молодым литовским этносом. Национальное самосознание этого самобытного
народа формировалось в условиях противостояния, как Западу, так и Востоку.
Зародившись в эпоху Миндовга от смешения пассионарных
язычников Черной Руси и Аукштайтии и сумев сохраниться
в самый трудный, скрытый период развития, литовский этнос в начале XIV века уверенно
вступил на политическую арену Восточной Европы. Период его рождения (осознания
себя как единой системной целостности) приходится на время правления Великого
князя Гедемина (1316-
ных сил.
Великое княжество Литовское
Православная вера в русских землях гонениям не подвергалась. Более того,
многие литовские князья, стремясь заручиться поддержкой местного населения,
принимали православие, хотя, как правило, и неискренне. Авторитет литовцев
после их поистине исторической победы, развеявшей миф о непобедимости войск
Золотой Орды, а также после нескольких крупных побед над Ливонским Орденом, был
необычайно высок. Поэтому многие русские земли добровольно переходили под
власть Литвы, видя в ней защиту от Золотой Орды. Кроме земель, непосредственно
вошедших в состав Великого княжества Литовского, или, как Верховские княжества,
находились в зависимости от нее, к Литве все больше тяготели Тверь, Псков,
Новгород и даже Рязань. Да и московский княжеский дом брачными узами все крепче
привязывался к литовскому великокняжескому дому.
Таким образом, уже к середине XIV века сложились два центра, стремившихся
к объединению всех восточнославянских земель – Литва и Москва. Причем сила и
авторитет Литвы, процесс этногенеза в которой, по мнению Л.Н. Гумилева,
опережал аналогичный процесс во Владимирской земле, по крайней мере, на одно
поколение, в этот период были значительно
выше. Казалось, что именно Литве суждено сыграть великую историческую роль,
став центром нового суперэтнического образования.
Однако ничем не примечательная Москва
сумела вырвать инициативу у блистательной Литвы, став духовным символом
русского этногенеза и центром великого государства Российского. И причинам
столь нелогичного с чисто военно-политической точки зрения явления и будет
посвящено дальнейшее повествование.
* эта историческая битва произошла в 1362 году в верховьях Южного Буга.
Одержанная в ней победа позволила Литве захватить у Орды южную часть бывшей
Киевской Руси.